Главная » Блог » Все о грамматике » Словообразование в английском языке. Часть 2
Словообразование в английском языке. Часть 2

Вы когда-нибудь задумывались о том, что несколько маленьких букв могут повлиять на значение слова? А на самом деле вы пользуетесь этим каждый день. Смотрите: вдохнуть - выдохнуть, нюхать - нюхач, производить - производство. Также и в английском - несколько маленьких букв в начале или в конце слова могут поменять его смысл. Так давайте разбираться, как нам может это помочь побыстрее выучить английский. 


ПРИСТАВКИ

Начнём с приставок. Приставка - это часть слова, которая примыкаем к началу слова. При этом само слово меняет (частично или полностью) значение. Например, в русском языке есть такие приставки, как до- (доделать), в- (вдохнуть), под- (подправить) и др. Давайте смотреть, какие же приставки есть в английском языке и что они обозначают:

  • отрицательные приставки, т.е. такие, которые придают слову противоположное значение:

  un-

  unlimited = un (не) + limited (ограниченный) = безграничный 

  unhappy = un (не) + happy (счастливый) = несчастный

 

  dis-

  dislike = dis (не) + like (нравится) = не нравится

  disorder = dis (не) + order (порядок) = беспорядок

 

Также существует ещё одна “отрицательная” приставка in-, которая меняется на im- перед буквами b, m, p; на ir- перед r; на il- перед l.

  in-

  incapable = in (не) + capable (способный) = неспособный

  invalidate = in (не) + validate (утверждать, т.е. сделать правомерным) =                     аннулировать (т.е. сделать неправомерным)

 

  im-

  impossible = im (не) + possible (возможный) = невозможный

  imbalance = im (не) + balance (баланс) = дисбаланс, нарушение равновесия

 

  ir-

  irregular = ir (не) + regular (правильный) = неправильный

  irresponsible = ir (не) + responsible (ответственный) = безответственный

 

  il-

  illegal = il (не) + legal (законный) = незаконный

  illiteracy = il (не) + literacy (грамотность) = безграмотность

 

 

  • приставка mis-, которая придаёт слову значение “неверный, ложный”. Например: 

misunderstand = mis (неверно) + understand (понимать) = неправильно понять 

misprint = mis (неправильно) + print (напечатать) = опечатка

  • приставка re- имеет значение “сделать ещё раз”. Например:

remake = re (заново) + make (делать) = переделать 

reorganization = re (заново) + organization (организация) = реорганизация, перестройка, переделка чего-то, преобразование

  • приставка over- обозначает “чрезмерно”, “сверх”. Например:

oversleep = over (чрезмерно) + sleep (спать) = проспать, т.е. спать дольше положенного 

oversupply = over (сверх) + supply (снабжение) = переизбыток, т.е. когда имеется больше, чем нужно или можно продать

  • приставка under- имеет значение “местоположения под чем-то, ниже чего-то  или под кем-то – в значении подчиненности, младшего по званию”. Например: 

underwear = under (расположено под) + wear (одежда) = нижнее бельё

under-master = under (находится в подчинении) + master (мастер) = подмастерье, помощник мастера

  • приставка under- также имеет и другое значение: under- указывает на недостаточную степень чего-либо (в противоположность к over-). Например: 

underdeveloped = under (недо-) + developed (развитый) = не(до)развитый

  • приставка co- обозначает “сотрудничество, совместную деятельность”. Например: 

cooperate = co (совместно) + operate (действовать) = сотрудничать

co-author = co (совместный) + author (автор) = соавтор

  • приставка ex- имеет значение “бывший”. Например:

ex-president = ex (бывший) + president (президент) = бывший президент

ex-boyfriend = ex (бывший) + boyfriend (молодой человек) = бывший молодой человек

  • приставка pre- означает “до”, “перед”. Например: 

prehistoric = pre (до) + historic (исторический) = доисторический

precaution = pre (заранее, до) + caution (осторожность) = предосторожность

  • приставка post- противоположна pre- и означает “после”. Например: 

postgraduate = post (после) + graduate (выпускник ВУЗа) = аспирант, человек, получающий дальнейшее образование после окончания ВУЗа 

postdate = post (после) + date (ставить дату) = датировать более поздним числом

  • приставка en- (которая превращается в em- перед буквами b, m, p) “превращает” предмет/понятие/характеристику в действие. Например: 

enable = en (сделать) + able (способный) = делать способным 

encourage = en (сделать) + courage (мужество, решительность) = ободрить, поддержать

 

На этом, пожалуй, закончим с приставками. Есть и другие, но они гораздо реже употребляются, чем рассмотренные нами. Так что осваиваем для начала эти приставки и переходим к суффиксам.

 

СУФФИКСЫ

Суффикс - это часть слова, которая в отличии от приставки добавляется после основной части слова. Например, в русском языке есть такие суффиксы, как -ист (журналист), -ик (столик), -ец (хлебец) и др. Суффиксы также могут не только создавать новые слова, но и менять их изначальные значения. Итак, рассмотрим самые распространённые:

Обозначающие человека, который выполняет определённые действия:

  • -er/-or - служит для обозначения “делателя”, т.е если прибавить этот суффикс к действию, получится тот, кто это действие выполняет. Например: 

builder = build (строить) + er = строитель 

sender = send (отправлять) + er = отправитель;

  • -an/-ian используются для образования профессий и национальностей. Например 

mathematician - математик (от mathematics - математика)

Russian - русский (от Russia - Россия)

  • -ist указывает на профессию, а также приверженца каких-то идей. Например: 

economist - экономист (от economy - экономика) 

idealist - идеалист (от ideal - идеальный) 

monarchist - монархист, поддерживающий идеи монархии (от monarchy - монархия)

  • -ee указывает на того, на кого направлено упоминаемое действие. Например: 

employee - сотрудник, тот, кого наняли (от employ - нанимать)

trainee - практикант, тот, кого тренируют (от train - тренировать)

  • -ess служит для образования женского рода. Например: 

hostess - хозяйка (от host - хозяин) 

actress - актриса (от actor - актёр)

 

Обозначающие абстрактные понятия:

  • -ty/-ity: передаёт значение “состояние, положение, качество”. Например: 

serenity = serene (спокойный) + ity = спокойствие 

activity = active (активный) + ity = деятельность

safety = safe (безопасный) + ty = безопасность

  • -ance/-ence/-ancy/-ency: означают делание, состояние, качество. Имеют французское происхождение. Например, performance (представление), pregnancy (беременность), absence (отсутствие), urgency (срочность);

  • -ion/-tion/-sion: обозначает “делание, состояние или результат”. Например, solution (решение), proportion (пропорция), vision (видение), qualification (квалификация);

  • -ism: Этот суффикс очень часто используется для образования слов, обозначающих различные направления в искусстве, политике, социальных течениях. Например: socialism (социализм), optimism (оптимизм), tourism (туризм), impressionism (импрессионизм);

  • -hood: используется в двух случаях: 

1. Для образования обобщённых понятий, связанных с этапами развития человека. Например: 

childhood = child (ребёнок) + hood = детство

neighborhood = neighbor (сосед) + hood = соседство

2. Для передачи качества, состояния. Например: 

sainthood = saint (святой) + hood = святость

gentlehood = gentle (любезный) + hood = любезность

  • -ure: служит для обозначения деятельности человека, делания или результата действия. Этот суффикс пришёл из французского и не только в английский язык. Например: adventure (приключение), culture (культура), procedure (процедура). Многие подобные слова пришли и в русский язык (и даже зачастую английский и русский варианты сходны между собой) и заканчиваются на -(т)ура/-(т)юра. Сравните: figure - фигура, sculpture - скульптура;

  • -ment: добавляется к слову, обозначающее действие (например, accomplish - завершать, agree - соглашаться), и приобретает смысл самого действия или его результат (accomplishment - завершение, agreement - договор, соглашение);

  • -ness: обозначает обладание каким-то качеством. Например:

loneliness = lonely (одинокий) + ness = одиночество 

redness = red (красный) + ness = краснота. 

 

Обозначающие характеристику предмета (какой он):

  • -able/-ible: описывает качества, присущие чему-то/кому-то, или действие, которое может быть выполнимо. Например: 

reliable = rely (положиться) + able = надёжный 

changeable = change (менять) + able = переменчивый

valuable = value (цена) + able = ценный

  • -less: обозначает отсутствие. Например: 

homeless = home (дом) + less = бездомный 

useless = use (польза) + less = бесполезный

  • -ous: имеет значение обладать качеством, давать характеристику. Например: 

dangerous = danger (опасность) + ous = опасный 

nervous = nerve (нерв) + ous = нервный

  • -ful: означает наполненность каким-то качеством (от full - полный чем-то). Например: 

beautiful = beauty (красота) + full = красивый, полный красоты

careful = care (забота) + ful = заботливый, полный заботы)

  • -ish: означает:

1) ослабленную степень качества. Например:

dullish = dull (скучный) + ish = скучноватый

reddish = red (красный) + ish = красноватый

2) подобие, похожесть. Например: 

childish = child (ребёнок) + ish = ребячливый, несерьёзный

foolish = fool (дурак) + ish = глупый, дурашливый 

3) принадлежность к стране, национальность. Например:

English (от England (Англия) + ish = английский, англичанин

Spanish (Spain (Испания) + ish = испанский, испанец

  • -y: обычно присоединяется к слову, обозначающему какой-то предмет/понятие и передаёт качества, которым этот предмет/понятие обладает. Например: 

rainy = rain (дождь) + y = дождливый

milky = milk (молоко) + y = молочный

  • -ly: означает:

1) похожесть по внешности, манере, природе. Например: 

friendly = friend (друг) + ly = дружелюбный

motherly = mother (мама) + ly = материнский

2) присоединяется к словам, обозначающим время, и имеет значение повторяемости. Например: 

weekly = week (неделя) + ly = еженедельный

hourly = hour (час) + ly = ежечасный;

  • -ic: означает “характеризующийся или относящийся к”. Например: 

historic = history (история) + ic = исторический

athletic = athlete (атлет) + ic = атлетичный

  • -ive: даёт характеристику, описывает качества. Например:

attractive = attract (привлекать) + ive = привлекательный

creative = create (создавать) + ive = креативный

 

Обозначающие манеру совершения действия (как, каким образом оно происходит):

  • -ly

clearly = clear (ясный, понятный) + ly = ясно, понятно

quickly = quick (быстрый) + ly = быстро

 

Обозначающие действие:

  • -en: используется, чтобы показать, каким способом было оказано воздействие на предмет”. Например: 

soften = soft (мягкий) + en (создавать) = смягчать, делать мягким

strengthen = strength (сила) + en (создавать) = усиливать

  • -ate: означает “превращать, подвергать воздействию”. Например, decorate - украшать, translate - переводить;

  • -fy: имеет значение “создавать что-либо или приводить в определенное состояние”. Например: 

simplify = simple (простой) + fy = упрощать 

terrify = terror (ужас) + fy = ужасать

  • -ize/-ise: означает “создавать, действовать и обеспечивать”. Например: organize - организовывать, memorize - запоминать.

 

Остановлюсь на этом. Как и с приставками, есть другие суффиксы, которые также используются в речи, но встречаются гораздо реже. И, как правило, не используются в современном английском для создания новых слов.

Итак, мы поговорили отдельно про приставки и про суффиксы. Но также возможно совмещение этих двух способов создания новых слов. Т.е. к слову можно прибавить одновременно и приставку, и суффикс, и получится новое слово. Например: 

unbelievable = un (не) + believe (верить) + able (показывает то, что может быть) = невероятный

disagreement = dis (не) + agree (соглашаться) + ment (показывает результат действия) = несогласие  

rehabilitate = re (снова) + habilit (от ability - способность) + ate (сделать) = реабилитировать, сделать снова способным

 

В заключении хочу сказать, что миллионы слов можно сложить (как пазл) с помощью приставок и суффиксов. А зная их значения, вам не придётся каждый раз лезть в словарь, чтобы понять смысл слова. Это действительно удобно! Ну и чтобы проверить это, предлагаю выполнить задание на закрепление.

 

Задание на закрепление    

Пользуясь материалами статьи, догадайтесь, что означают следующие слова. Оставляйте свои ответы в комментариях.

1. polite (вежливый) - impolite ____________

2. balance (баланс) - imbalance ____________

3. usual (обычный) - unusual ____________

4. pleasant (приятный) - unpleasant ____________

5. weight (вес) - overweight ____________

6. ground (земля) - underground ____________

7. war (война) - post-war ____________

8. pay (оплата) - prepay ____________

9. steward (стюард) - stewardess ____________ 

10. tolerate (терпеть) - tolerance ____________

11. mother (мама) - motherhood ____________

12. help (помощь) - helpless ____________

13. harm (вред) - harmless ____________

14. symbol (символ) - symbolize ____________

15. note (заметка) - notify ____________

16. sharp (острый) - sharpen ____________

17. simple (простой) - simply ____________

18. success (успех) - unsuccessful ____________

19. honest (честный) - dishonestly ____________

20. optimist (оптимист) - over-optimistic ____________

 

Получайте бесплатные уроки и советы по английскому!
Я согласен на обработку своих персональных данных
?
Заполняя и отправляя указанные выше данные, я разрешаю ИП Кайзер Е.А. обрабатывать мои персональные данные (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, обезличивание, блокирование), для целей поддержания со мной контакта. Срок согласия - 15 лет
Бесплатные уроки и советы по изучению английского
29.415 человек учат язык с нами
Тэги
англия (1) советы (124) грамматика (103) учить слова (15) фильмы (2) there is/are (1) not (7) was/were (3) will (6) to be (7) Present Simple (2) вспомогательные глаголы (5) is/are (2) To be (1) Past Simple (3) ошибки (18) разница (153) Future Simple (4) слушать песни (1) часы и минуты (1) to (2) инфинитив (2) have (1) do/does (3) did (3) лекция (6) думать на английском (5) цели (3) практика (7) конструкции английского языка (20) used to (1) степень сравнения (1) Present Continuous Tense (1) английские времена (12) уровень английского (2) формы обучения (4) обучение за границей (1) Past Continuous Tense (1) читать книги (3) Отзывы студентов (2) история успеха (2) continuous (1) понимать на слух (3) аудирование (4) английская речь (4) разговорный английский (4) модальный глагол (12) домашнее задание (1) методика обучения (1) словарный запас (3) программа обучения (3) английское произношение (2) письменный навык (1) поддерживать уровень английского (2) неправильные глаголы (2) сложности изучения (2) день открытых дверей (9) артикли (3) улучшить английский (2) нулевой артикль (1) местоимения (8) множественное число (1) вопросы (7) условные предложения (5) Future in the Past (3) Пассивный залог (5) Perfect (1) предлоги (6) прямая и косвенная речь (2) Разница между (1) английская транскрипция (1) произношение (1) английские звуки (1) Разница (1) идиомы (112) советы и секреты (4) в чём разница (5)
Подпишитесь на наши группы